Если в уравнение переменная входит в составе выражения одного и того же вида, то удобно это выражение с переменной обозначить одной буквой — новой переменной. Метод замены переменной используется при решении иррациональных уравнений.
Пример 1.
Решение:
ОДЗ: x≥0.
Пусть
здесь t≥0. Получили квадратное уравнение
корни которого —
Второй корень не удовлетворяет условию t≥0.
Возвращаемся к исходной переменной:
Ответ:
Заметим, что условие x≥0 в данном уравнении оказалось лишним. Посторонний корень отсеивается условием на переменную t: t≥0.
Пример 2.
ОЗД: x≥0 (Здесь ОДЗ пишем, поскольку условие x≥0 позволяет нам вносить x под знак корня чётной степени).
Внесём x под знак корня четвёртой степени:
Пусть
Пришли к квадратному уравнению
корни которого
Второй корень не удовлетворяет условию t≥0.
Обратная замена:
Ответ: 1.
Пример 3.
Решение:
ОДЗ:
Можно не записывать. Посторонний корень (если он появится) отсеивается условием на новую переменную.
Хорошо бы в качестве новой переменной взять
Для этого нам нужно, чтобы выражение,стоящее под знаком корня, входило в уравнение также без корня. У нас пока что есть только его часть, x²-x. Это выражение не изменится, если мы вычтем из него 2 и тут же прибавим 2:
Теперь можем вводить новую переменную.
Пусть
Получаем квадратное уравнение
корни которого
Второй корень не удовлетворяет условию t≥0. После обратной замены получаем
Ответ: 3; -2.
Пример 4.
ОДЗ:41-x²≥0 (можно не записывать).
Хорошо бы в качестве новой переменной взять выражение
Чтобы так поступить, в уравнении требуется получить выражение 41-x². Для этого сначала умножим обе части уравнения на -1, а затем прибавим и вычтем 41:
Пусть
Тогда
Второй корень не удовлетворяет условию t≥0. Возвращаемся к исходной переменной:
Ответ: ±4.
Пример 5.
Решение: Чтобы выражение
заменить новой переменной, нужно получить в уравнении выражение 3x²-6x+7.
Пусть
Тогда
Второй корень не удовлетворяет условию t≥0.
Обратная замена
Ответ: 3; -1.
Пример 6.
Решение:
ОДЗ:
Пусть
Тогда
Второй корень не удовлетворяет условию t≥0. Обратная замена:
Ответ: 5.
Задания для самостоятельной работы: