Построить график функции с модулем — один из видов задания 23 ОГЭ по математике.
Рассмотрим примеры таких заданий.
1) Постройте график функции
и определите, при каких значениях m прямая y=m имеет с графиком ровно три общие точки.
Решение:
Область определения функции D(y): x∈R.
1)Ищем значение, при котором выражение, стоящее под знаком модуля, обращается в нуль:
x-2=0, x=2.
Найдём значение функции при x=2.
y(2)=5·0-2²+5∙2-3∙0-6=0.
Получили точку (2;0).
2) Ищем промежутки, в которых выражение, стоящее под знаком модуля, принимает положительные значения.
Если x-2>0, то есть при x>2, |х-2|=x-2,
y=5|х-2|-x²+5x-6=5(х-2)-x²+5x-6=5х-10-x²+5x-6=-x²+10x-16.
y=-x²+10x-16 — квадратичная функция. График — парабола ветвями вниз (так как a=-1<0).
то есть вершина параболы — точка (5;9). От вершины строим график функции y=-x² (так как a=-1).
3)Ищем промежутки, в которых выражение, стоящее под знаком модуля, принимает отрицательные значения.
Если x-2<0, то есть при x<2, |х-2|=-(x-2),
y=5|х-2|-x²+5x-6=-5(х-2)-x²+5x-6=-5х+10-x²+5x-6=-x²+4.
y=-x²+4 — квадратичная функция. График — парабола ветвями вниз.
Координаты вершины параболы
то есть вершина параболы — точка (0;4). От вершины строим график функции y=-x².
Прямая x=2 разбивает координатную плоскость на две полуплоскости. Слева от неё, для x<2, строим параболу y=-x²+4, справа, для x>2 — параболу y=-x²+10x-16:
График функции с модулем можно рассматривать и как график кусочной функции:
Прямая y=m имеет с графиком ровно три общие точки при m=0 и m=4:
Ответ: 0; 4.
2) Постройте график функции
и определите, при каких значениях m прямая y=m имеет с графиком ровно три общие точки.
Решение:
Область определения функции D(y): x∈R.
1) Ищем значение, при котором выражение, стоящее под знаком модуля, обращается в нуль:
|6x+1|=6x+1 и y=x²-(6x+1)=x²-6x-1.
y=x²-6x-1 — квадратичная функция. График — парабола ветвями вверх (поскольку a=1>0).
Координаты вершины параболы
Так как a=1, от вершины (3;-10) строим график y=x².
|6x+1|=-(6x+1) и y=x²+(6x+1)=x²+6x+1.
y=x²+6x+1 — квадратичная функция. График — парабола ветвями вверх.
Координаты вершины параболы
от вершины (-3;-8) строим график y=x².
Или:
Прямая y=m имеет с графиком ровно три общие точки при m=1/30 и m=-8:
Ответ: -8; 1/36.
3) Постройте график функции
и определите, при каких значениях m прямая y=m имеет с графиком ровно две общие точки.
Решение:
Область определения функции D(y): x∈R.
1) Если x=0, y=|0|·0+3·|0|-5·0=0.
2) Если x>0, |x|=x, y=x·x+3·x-5·x=x²-2x.
y=x²-2x — квадратичная функция. График — парабола ветвями вверх (a=1>0).
Координаты вершины параболы
От вершины (1;-1) строим параболу y=x² (так как a=1).
3) Если x<0, |x|=-x, y=-x·x+3·(-x)-5·x=-x²-8x.
y=-x²-8x — квадратичная функция. График — парабола ветвями вниз (a=-1<0).
Координаты вершины параболы
От вершины (-4;16) строим параболу y=-x² (так как a=-1).
Таким образом, график данной функции представляет собой комбинацию двух парабол: справа от прямой x=0 (оси Oy) — y=x²-2x, слева — y=-x²-8x:
Альтернативный вариант:
Прямая y=m имеет с графиком ровно две общие точки, когда она проходит через вершины парабол, то есть при m=-1 и m=16:
Ответ: -1; 16.
4) Построить график функции y=|x²+2x-3|. Какое наибольшее число общих точек график данной функции может иметь с прямой, параллельной оси абсцисс?
Решение:
Область определения функции D(y): x∈R.
Построим график функции y=x²+2x-3.
Эта функция — квадратичная. Её графиком является парабола, ветви которой направлены вверх.
Координаты вершины параболы
, то есть вершина параболы — точка (-1;-4).
От вершины строим график функции y=x²:
График функции y=|x²+2x-3| может быть получен из графика функции y=x²+2x-3 следующим образом: часть графика, расположенную выше оси Ox, сохраняем. Часть, расположенную ниже оси Ox, отображаем симметрично относительно оси Ox.
Или y=|x²+2x-3|
Вершина параболы (-1;-4) при этом переходит в точку (-1;4):
Наибольшее число общих точек, которое график данной функции может иметь с прямой, параллельной оси абсцисс, равно 4 (например, прямая y=3 пересекает график в четырёх точках).
Ответ: 4.